Психология общения со сверстниками в подростковом возрасте
Источник:
МАСТЕРСКАЯ ДИПЛОМОВ
Предмет:
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тип:
Диплом
Объем:
54 стр.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения в подростковом возрасте 6
§ 1.1. Характеристика подросткового возраста 6
§ 1.2. Особенности общения со сверстниками в подростковом возрасте 14
Глава 2. Экспериментальное исследование трудностей общения со сверстниками в подростковом возрасте 24
§ 2.1. Описание методов диагностического исследования 24
§ 2.2. Анализ результатов исследования 28
§ 2.3. Описание программы, направленной на коррекцию трудностей в общении подростков 29
§ 2.4. Анализ эффективности коррекционной программы 32
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Приложение 1. 42
Приложение 2. 45
Введение
Общение - это одна из основных сфер человеческой жизни. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Есть еще одна причина, которая побуждает задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для людей, занятых в сфере "человек - человек", одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении.
Общение является решающим условием становления каждого человека как личности. Результаты специальных экспериментов говорят о том, что ограничение контактов с людьми ведет к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти и эмоциональных процессов. [5; 25]
Общение также оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Исследователи отмечают, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии людей, вместе с ними.
В связи с этим чрезвычайно важным представляется сформированность у личности коммуникативной компетентности - уверенного стиля поведения в общении, владения навыками эффективного общения.
Подростковый возраст является сензитивным для формирования коммуникативной компетентности, так как именно на этом этапе развития человека основной становится потребность в общении. Частое явление в подростковом возрасте - феномен застенчивости или неуверенного поведения. Хотя многие исследователи считают застенчивость нормой для подросткового возраста, нам представляется, что при отсутствии возможностей для работы по преодолению неуверенного поведения, оно может стать причиной значительных трудностей в повседневном общении, установлении дружеских и интимно-личностных контактов, профессиональной деятельности на последующих возрастных этапах. Состояние неуверенности в себе периодически возникает у каждого человека, однако, если оно повторяется, то может перейти в чувство, а затем закрепиться как свойство личности. Поэтому, на наш взгляд, чрезвычайно важно еще на начальных этапах проявления скорректировать неуверенное поведение в общении. [22; 37]
Общение со сверстниками становится для подростка ведущим мотивом деятельности, так что на второй план могут отодвигаться и общение со взрослыми и даже учение. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи и неуспехи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников, своими действиями утвердиться в их глазах. Поэтому подросток стремится к воспитанию таких качеств, которые наиболее ценятся сверстниками в этот период: знание, сообразительность, смелость, умение владеть собой, физическая сила, устранение отрицательных свойств - эгоизма, жадности.
Итак, проблемы в общении, которые связаны с периодом подросткового возраста существуют, и в достаточной степени их решение зависит прежде всего от самих детей и от помощи, которую оказывают им психологи, родители и учителя.
Цель: изучение особенностей общения детей подросткового возраста со сверстниками.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: коррекция застенчивости и коммуникативной некомпетентности подростков посредством социально-психологического тренинга.
Задачи:
1. Изучить психофизиологические особенности подросткового возраста.
2. Исследовать трудности в общении и определить причины, приводящие к их возникновению в подростковом возрасте.
3. Разработать программу по коррекции неуверенного поведения в общении в подростковом возрасте.
4. Проверить эффективность программы методами математической обработки.
Гипотеза: существуют психологические проблемы в общении у подростков такие как: застенчивость, тревожность в межличностном общении, отчуждение, социальная неуверенность.
Методологической базой исследования являются работы: А.А. Реана, В.И. Куницыной, А.А. Бодалева, Ф. Зимбардо,Ф. Райса.
Методы исследования:
1. Диагностика межличностных отношений (методика Т. Лири).
2. Исследование реагирования в конфликтных ситуациях (опросник Томаса).
3. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского).
4. Самооценка эмпатических способностей.
5. Диагностика состояния агрессии с помощью опросника Басса-Дарки.
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения в подростковом возрасте
§ 1.1. Характеристика подросткового возраста
В нашей культуре отрочество и юность, или переходный период между детством и взрослостью, длится почти целое десятилетие. Часто бывает трудно определить начало и конец этого периода. Иногда он начинается преждевременно, еще до появления явных признаков полового созревания. Дети нередко начинают вести себя как подростки до того, как происходят соответствующие физиологические изменения. Определить, когда кончается этот период роста, тем более трудно.
В отечественной психологии принято определять начало подросткового возраста 11-12 годами, а его конец - 14-15. Этот возраст является переходным прежде всего в биологическом смысле, так как это время полового созревания, параллельно которому достигают зрелости и другие биологические системы организма. [18; 263]
Биологическими признаками наступления отрочества являются заметное увеличение скорости роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление таких вторичных половых признаков, как волосы на теле, увеличение количества жировых отложений и мышечной массы, а также увеличение и созревание половых органов. В период
