Психологизм в русской литературе. Творчество А.П.Чехова
Источник:
МАСТЕРСКАЯ ДИПЛОМОВ
Предмет:
ЛИТЕРАТУРА
Тип:
Дипломная (квалификационная) работа
Объем:
52 страницы + аннотация + тезисы

I. Введение. Понятие психологизма в русской литературе 3
II. Основная часть. Своеобразие психологизма А.П. Чехова 15
1) Чеховское понимание задач писателя-психолога 15
2) Особая манера Чехова-реалиста 19
3) Чувство определенного, эмоционально окрашенного строя жизни героев 21
а) восприятие жизни героями по несущественным признакам 21
б) формальное самовыделение личности 23
4) Любовь в художественной концепции А.П. Чехова 26
а) метаморфозы ущербной любви в мире пошлых и ограниченных людей 26
б) любовь как возможность счастья героев 28
5) Особый смысл художественной детали в обрисовке образа 35
6) Пьесы с настроением 41
III. Заключение. Психологический анализ - один из элементов художественной манеры А.П. Чехова 48
Список используемой литературы 52
I. Введение. Понятие психологизма в русской литературе
Как осознанный эстетический принцип изображения, психологизм восходит к эпохе Возрождения; важным этапом в его развитии явилась эпоха резких социально-исторических и идеологических потрясений конца 18 - 1-й половины 19 вв. Сентиментализм и романтизм заложили основы развития психологизма во всех родах и жанрах литературы.
Предшественниками лермонтовского психологизма в мировой литературе были Ж.Ж. Руссо ("Исповедь"), И.В. Гёте ("Страдания молодого Вертера"), Ф.Р. Шатобриан ("Рене"), Э.П. Сенанкур ("Оберман"), Б. Констан ("Адольф"), А. де Мюссе ("Исповедь сына века").
В русской литературе элементы психологизма присутствовали в произведениях Н.М. Карамзина ("Чувствительный и холодный", "Рыцарь нашего времени"), А.Н. Радищева ("Дневник одной недели"). Развитие психологизма М.Ю.Лермонтова подготавливалось поэзией В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского, прозой А.А. Бестужева (Марлинского), В.Ф. Одоевского, Н.Ф. Павлова, а также творчеством А.С. Пушкина.
Становлению лермонтовского психологизма способствовала и русская национальная действительность последекабрьской поры, когда "бедность сил, неясность целей указывали необходимость работы предварительной, внутренней" (А.И.Герцен). Повышенный интерес современников М.Ю.Лермонтова к "внутреннему человеку" наиболее глубокое отражение получил в "Герое нашего времени", что было отмечено В.Г. Белинским в первой рецензии на роман. Уже в юношеской лирике закладываются основы психологизма; стремление к максимальному самовыражению и самоанализу проявляется в дневниковом характере, рефлексивности лирики, преобладании в ней жанра монолога-исповеди. Психологизм явился важной формой раскрытия лирического "Я" и одновременно способом его обретения и утверждения. О психологизме можно говорить как о доминирующей основе поэм, драм и романов М.Ю.Лермонтова.
Устойчивое стремление М.Ю.Лермонтова "рассказать душу" своих героев ощутимо и в его драматургии. При этом поэт настойчиво идет к постижению социально-психологической обусловленности тех законов, по которым "внутренний человек" превращается в ограниченного "внешнего человека", чем, в частности, объясняется значительность и художественная полифункциональность в его творчестве образа-маски и ее аналогов, характерных не только для "Маскарада".
Внешнее в человеке не только выявляет, но и скрывает его внутреннее содержание.
Значительным этапом в развитии лермонтовского психологизма явился роман "Княгиня Лиговская" с его тенденцией к реалистически объективному раскрытию характеров героев и их внутреннего мира. Здесь М.Ю.Лермонтов использует опыт пушкинского "непрямого" психологизма, разнообразные формы и приемы внешнего обнаружения внутренних состояний персонажей. В "Княгине Лиговской" М.Ю.Лермонтов вплотную приблизился к открытию психологического феномена, названного впоследствии Л.Н. Толстым "текучестью" человеческого характера.
Решающий шаг в постижении диалектически сложной, противоречиво-целостной структуры человеческой личности М.Ю.Лермонтов делает в "Герое нашего времени" - первом русском психологическом романе в прозе. Используя традиции мировой и русской литературы, в т.ч. утверждавшегося с конца 18 в. жанра романа-исповеди (в котором психологический анализ почти полностью вытеснял события и показ действительности вне героя), роман М.Ю.Лермонтова вместе с тем не был простым их продолжением. Раскрывая в романе "историю души" героя, которая, по мнению М.Ю.Лермонтова, может быть не менее интересной, чем история целого народа, М.Ю.Лермонтов тем не менее не пренебрегает его "делами" и "приключеньями". Происходит одновременное усиление сюжетно-драматического, новеллистического начала и психологической насыщенности всех уровней романа.
М.Ю.Лермонтов стремится познать законы, выражаясь языком современной психологии, интериоризации (перехода внешнего во внутреннее) и экстериоризации (перехода внутреннего во внешнее) в их взаимодействии. Этим обусловлено наличие у М.Ю.Лермонтова двух основных форм психологизма - раскрытия психологических процессов в их внешнем проявлении и непосредственный анализа психики и "души" героя как источника поступков и действий.
Первая из этих двух форм психологизма базируется на рассмотрении внешнего как особого знака внутреннего. Здесь у М.Ю.Лермонтова наблюдается своеобразная градация. Нарастающей сложности психических явлений (от ощущений, чувств, переживаний к устойчивым психическим состояниям, свойствам характера и личности) соответствует система их внешних "сигналов": мимика, взгляды, улыбка, интонация, жесты, позы, движения, поступки, действия, поведение. Иногда в функции знаков внутреннего состояния героя в романе М.Ю.Лермонтова выступают зарисовки картин природы, перерастающие из описания места действия в своего рода "пейзаж души". Наиболее развернутой формой обнаружения психологического содержания через внешние проявления выступает в "Герое нашего времени" психологизированный портрет.
Полнее и конкретнее раскрывается герой М.Ю.Лермонтова в ретроспективном самоанализе, когда пережитые им чувства, мысли, состояния вспоминаются и анализируются наедине с собой, в процессе ведения дневника или записок. Писатель дает и образцы синхронного самоанализа героя, лишь воспроизводимого впоследствии в записи. Чаще всего эти виды психологизма выступают в форме внутренней речи, которую еще Н.Г. Чернышевский именовал "внутренним монологом", хотя в ней можно обнаружить и редуцированный диалог.
Несмотря на развернутость и детальность, внутренняя речь у М.Ю.Лермонтова не выступает еще в виде непосредственного отражения "потока сознания" во всей его сложности, хаотичности и подчас алогичности, какой она предстанет в произведениях Л.Н. Толстого и писателей 20 в. Внутренняя речь М.Ю.Лермонтова - "стенограмма душевной жизни", но "литературно упорядоченная" (В. Виноградов). Именно наличие ее в романе М.Ю.Лермонтова дало основание Н.Г.Чернышевскому назвать его предшественником Л.Н. Толстого в открытии "диалектики души".
Концептуальной особенностью лермонтовского психологизма является его действенный характер. Если в разработке путей и законов "самодвижения" психического процесса М.Ю.Лермонтов выступал как предшественник Л.Н. Толстого, то своим пристальным вниманием к путям и законам перерастания идеи-чувства, идеи-страсти в поступки, действие, поведение М.Ю.Лермонтов предвосхитил Ф.М. Достоевского. Убежденность героя и автора в тесной связи между чувствами и мыслями сообщает особого рода интеллектуальность лермонтовскому психологическому анализу.
При всем стремлении уяснить законы, по которым развивается сознание, в свою очередь определяющее поведение, М.Ю.Лермонтов далек от сведения их к логико-рациональным основам. Его интересуют не только чувства, рассудок, убеждения, но и предчувствия, предрассудки, предубеждения, не только сознание, но и "предсознание", таинственная сфера подсознательных психических процессов.
Заострение внимания на психологическом раскрытии ресурсов "внутреннего человека", его относительной самостоятельности и свободы ставило по-новому вопрос об ответственности человека за свои поступки и выбор жизненного пути. В этом - главный пафос лермонтовского психологизма, вытекающего из его концепции человека.
Система лермонтовских принципов психологического анализа, их философско-эстетические основания открывали перед реалистической литературой новые перспективы изображения человека сразу в двух измерениях: в его социально-исторической, "видовой" "прикрепленности", а следовательно, "частичности", и в неисчерпаемых
